Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сонская средняя общеобразовательная школа»
Утверждена
приказом директора
МБОУ «Сонская сош»
Приказ №72/1
Адаптированная основная общеобразовательная программа
основного общего образования
для учащихся с ограниченными возможностями здоровья
на 2019-2024
Содержание:
Паспорт Программы
I.
3-5
Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
6-9
1.2. Планируемые результаты освоения учащимися с умственной
отсталостью адаптированной основной общеобразовательной Программы.
9 - 10
1.3. Система оценки достижения учащимися с умственной отсталостью
планируемых результатов освоения адаптированной основной
10 - 14
общеобразовательной программы.
II. Cодержательный раздел
2.1. Программы отдельных учебных предметов, курсов.
14 - 15
2.2. Программа коррекционной работы с учащимися.
15 - 17
2.3. Организация воспитательной работы
18 - 19
III. Организационный раздел
3.1. Учебный план.
20
3.2. Система условий реализации адаптированной основной
общеобразовательной программы
20-21
3.3. Мониторинг образовательного процесса.
21-24
3.4. Ожидаемые результаты реализации программы
24 - 25
2
Паспорт Программы
Наименование
Программы
Основания для
разработки программы
Стратегическая цель
Программы
Конечная
цель
Стратегические задачи
Программы
Адаптированная основная общеобразовательная программа для
учащихся с умственной отсталостью МБОУ «Сонская сош»
1.Конституция Российской Федерации.
2.Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г.
3.Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ»
№181 –ФЗ от 24.11.1995г.
4.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования»;
5.Закон РХ «Об образовании в Республике Хакасия» от
05.07.2013г. № 60-3 РХ.
6.Постановление Главного государственного санитарного врача
РФ от 10 июля 2015 г. N 26
«Об
утверждении
СанПиН
2.4.2.3286-15»
Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения
и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам для учащихся с ограниченными возможностями
здоровья»;
7.Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» от 03.07.1998г (с изменениями от 20.07.2000 г., 22.08.,
21.12. 2004 г., 26.07.2007 г.);
8.Письмо МОиН РФ №АФ-150/06 от 18.04.2008г «О создании
условий для получения образования детьми с ограниченными
возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;
9. Уставом образовательной организации.
Создание условий для предоставления детям с умственной
отсталостью гарантированного гражданам РФ права на получение
общедоступного и бесплатного общего образования, возможности
получения качественного образования по адаптированным основным
общеобразовательным программам и индивидуальной программе
обучения.
Оптимизация модели адаптивной школы, обеспечивающей
успешную социализацию выпускников в современном обществе.
- Обеспечить условия для реализации прав учащихся с умствен-
ной отсталостью на получение бесплатного образования;
Создать условия, способствующие освоению детьми с
умственной
отсталостью
адаптированной
основной
общеобразовательной программы начального, основного общего
образования и их интеграции в образовательном учреждении;
Осуществлять индивидуально ориентированную психолого медико-педагогическую помощь детям с умственной отсталостью с
учетом особенностей психического и (или) физического развития,
индивидуальных возможностей детей (в соответствии с
рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
Оказывать консультативную и методическую помощь
родителям (законным представителям) детей с умственной
отсталостью по психолого-педагогической, социальным и другим
вопросам;
Совершенствовать систему кадрового обеспечения;
Улучшение материальной базы и ресурсного обеспечения
школы для организации обучения детей с умственной отсталостью.
Сроки реализации
2019-2024 учебный год.
Программы
Основные мероприятия Создание в школе условий, необходимых для получения учащимися
Программы
с умственной отсталостью,
академического уровня общеобразовательных и трудовых знаний,
умений и навыков, необходимых для успешной адаптации данной
категории детей в постшкольном пространстве.
Создание безопасных условий для обучения и воспитания
учащихся.
Сохранение и укрепление здоровья учащихся на основе
совершенствования образовательного процесса.
Качественная организация социально – персональной реабилитации
школьников с умственной отсталостью.
Формирование
у
школьников
умения
строить
свою
жизнедеятельность в культурных, цивилизованных формах:
привитие способности к саморегуляции своей деятельности,
отношений, поведения; привитие доброжелательности, терпимости,
сострадания, сопереживания.
Качественное повышение уровня профессионализма педагогов,
работающих с учащимися с умственной отсталостью.
Источники
Муниципальный бюджет.
финансирования
Программы
Ожидаемые результаты - Освоение детьми с умственной отсталостью адаптированной
реализации Программы и основной общеобразовательной программы основного общего
показатели социально- образования и их интеграции в образовательном учреждении.
экономической
- Получение документа об окончании основного общего
эффективности
образования.
- Увеличение числа педагогических работников, задействованных в
системе инклюзивного образования, освоивших современные
образовательные коррекционные технологии.
- Обеспечение предметов адаптированной основной
образовательной программы электронными образовательными
ресурсами.
Система организации
контроля исполнения
Программы
Постановление об
утверждении
Программы
Управление реализацией и контроль хода исполнения
адаптированной основной общеобразовательной программы
осуществляют администрация школы, Педагогический сове.
ванной основной общеобразовательной программы осуществляют
администрация школы, Педагогический совет.
Решение педагогического совета
Протокол № 1 от 30 августа 2019г.
5
I. Целевой раздел
1.1 . Пояснительная записка
Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) - образовательная
программа, адаптированная для обучения лиц с умственной отсталостью с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при
необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
указанных лиц.
В связи с этим для получения общего образования детьми с умственной отсталостью в
МБОУ «Сонская сош» (далее ОО) разработана адаптированная основная общеобразовательная
программа для следующей категории учащихся:
- детей с легкой умственной отсталостью, получающих образование в форме очного
обучения в составе общеобразовательного класса.
Выбор приоритетных направлений работы ОО, определение цели и задач деятельности
педагогического коллектива с детьми определяется в зависимости от специфических
характеристик образовательного пространства школы, а именно:
•
социальным заказом на обеспечение образовательных услуг для учащихся с
умственной отсталостью;
•
индивидуальными возможностями, способностями и интересами учащихся с
интеллектуальными нарушениями и их родителей;
•
реальным состоянием физического и нравственного здоровья учащихся;
необходимостью поддерживать и развивать здоровый образ жизни;
•
необходимостью активизировать становление ценностных ориентаций учащихся
через систему воспитания и дополнительного образования, обеспечивающую
содержательный
образовательно-культурный досуг.
В данной адаптированной образовательной программе формируются следующие
приоритетные направления деятельности педагогического коллектива:
•
осуществление обучения и воспитания личности, способной адаптироваться к
социуму и найти свое место в жизни; сознающей ответственность перед семьей,
обществом и государством, уважающей права, свободы других граждан, Конституцию и
законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми;
•
создание условий для максимально эффективного развития (до развития
нарушенных функций) и социальной реабилитации учащегося с ограниченными
возможностями здоровья, для осознанного выбора им профессии через организацию
трудового обучения;
•
реализация дополнительного образования через систему внеурочной и
внешкольной деятельности;
•
обеспечение мер, повышающих эффективность социальной адаптации учащихся;
•
создание условий для сохранения и укрепления физического и нравственного
здоровья учащихся.
Приоритетные направления в деятельности ОО в вопросах обучения детей с умственной
отсталостью могут быть реализованы лишь при четком, взаимодополняющем взаимодействии
основных структурных блоков:
•
педагогическая работа, обеспечивающая базовое образование в соответствии с
требованиями образовательных программ;
•
психологическая работа, обеспечивающая коррекционную направленность
обучения и воспитания и комфортность учащихся в рамках образовательного пространства
школы;
6
•
трудовая подготовка, направленная на социализацию учащихся;
•
воспитательная работа, обеспечивающая становление ценностных ориентаций
личности;
•
внедрение здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих формирование
стереотипа здорового образа жизни.
Необходимо отметить, что каждое из перечисленных приоритетных направлений очень
многогранно. Предполагается корректировка поставленных перед коллективом конкретных
задач по мере продвижения к намеченной цели.
Основной целью адаптированной основной общеобразовательной программы
является создание условий для предоставления детям с ОВЗ гарантированного гражданам РФ
права на получение общедоступного и бесплатного общего образования, возможности
получения качественного образования по адаптированным основным общеобразовательным
программам и индивидуальной программе обучения.
Адаптированная основная общеобразовательная программа предусматривает решение
основных задач:
- Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными
возможностями здоровья;
- Обеспечить равные возможности получения качественного образования учащихся с
умственной отсталостью;
- Определять особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой
категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка,
структурой этих особенностей и степенью их выраженности;
- Содействовать получению учащимися с умственной отсталостью качественного образования,
необходимого для реализации образовательных запросов и дальнейшего профессионального
самоопределения;
- Оказывать комплексную психолого-социально-педагогическую помощь и поддержку
учащимся с умственной отсталостью с учетом особенностей психического и (или)
физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с
рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- Обеспечивать возможность обучения и воспитания по дополнительным образовательным
программам;
- Оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям)
детей с умственной отсталостью по психолого-педагогической, социальным и другим
вопросам;
- Совершенствовать систему кадрового обеспечения;
- Улучшение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения
детей с умственной отсталостью.
Принципы разработки и реализации программы
1.
Принцип
гуманизации
–
предполагает
осуществление
личностноориентированного под хода, направленного на общее развитие личности с умственной
отсталостью, его социализацию, максимальную интеграцию в современную жизнь.
2.
Принцип индивидуального подхода – предполагает необходимость определения
индивидуальной цели воспитания и обучения, отбора содержания, выбора форм и методов
обучения для каждого ребенка с умственной отсталостью с учетом его профессиональных и
образовательных потребностей, возможностей и условий воспитания.
3.
Принцип системности – обеспечивает единство образования, диагностики,
коррекции и развития учащихся с умственной отсталостью, т. е. системный подход к анализу
7
особенностей их развития и коррекции нарушений, а также всесторонний многоуровневый
подход к решению проблем ребенка.
4.
Принцип интегрированного подхода – предполагает интеграцию обучения и
коррекции путем включения в рабочую учебную программу коррекционной составляющей,
ориентированной на первичные дефекты, представленные в структуре нарушений развития
учащегося.
5.
Принцип непрерывности – гарантирует непрерывность педагогической помощи
учащимся с умственной отсталостью до полного решения проблемы или определения подхода
к еѐ решению.
6.
Принцип комплексного взаимодействия всех участников образовательного
процесса в ходе реализации АООП – предполагает постоянное сотрудничество педагогов,
психолога, администрации ОО, медицинских работников и других специалистов для наиболее
успешной реализации цели обучения учащегося с умственной отсталостью по АООП.
7. Принцип приоритета самостоятельных форм образовательной деятельности –
предполагает максимальную активность и самостоятельность учащегося в ходе обучения.
Действительно, в настоящее время одной из основных задач школы является обеспечение
оптимальных педагогических условий для детей с трудностями в обучении в соответствии с их
возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием нервно-психологического здоровья,
их успешной социализацией, обеспечения их участия в жизни общества.
Развитие инклюзивных (интегрированных) форм обучения детей с умственной отсталостью
должно осуществляться постепенно, на основе планирования и реализации комплекса мер,
обеспечивающих соблюдение требований к организации этой деятельности (включая наличие
соответствующей материальной базы, специальных образовательных программ, подготовку
педагогических коллективов, проведение разъяснительной работы с учащимися и их
родителями). Иначе подобная мера не только не позволит обеспечить полноценную инклюзию
(интеграцию) учащихся с умственной отсталостью, но и негативно скажется на качестве
работы образовательного учреждения с другими учащимися.
Характеристика состава участников образовательного процесса
В основной школе обучается 4 детей (2 – 7 класс, 1 – 8 класс, 1 – 9 класс) с легкой умственной
отсталостью.
Всем учащимся по заключению ПМПК назначена программа обучения для детей с
умственной отсталостью.
По социальному статусу обучающиеся из малообеспеченных и неполных семей. Родители
не имеют постоянной работы. По имеющимся данным у родителей низкий образовательный
уровень: основное общее (2 человека) и среднее общее образование (2 человека).
Характеристика режима образовательного процесса для детей с умственной отсталостью
Участниками образовательного процесса являются
представители), учителя и все другие работники школы.
ученики,
их
родители
(законные
Организация образовательного процесса регламентируется учебным планом, годовым
календарным графиком и расписанием занятий, разработанным и утвержденным ОО
самостоятельно.
Учебный год начинается 1 сентября.
ОО реализует в своей деятельности спектр образовательных услуг по программам:
начального общего, основного общего образования и дополнительного образования.
Нормативный срок освоения адаптированной основной общеобразовательной программы
основного общего образования – 5 лет.
Форма обучения: очная (ст.17 п.2 ФЗ РФ).
8
Учебная нагрузка и режим занятий учащихся определяются в соответствии с
действующими санитарными нормами.
Школа работает по пятидневной учебной неделе. Образовательный процесс организован в
1 смену. Продолжительность уроков в 5 – 9 классах составляет 40 минут. Продолжительность
перемен 10 минут, после 2, 3 уроков - 20 минут (СанПиН 2.4.2.2821-10 п. 10.16).
Вторая половина дня – внеурочная деятельность, коррекционно – развивающие занятия,
индивидуальные и групповые консультации, работа кружков, секций, общешкольные
творческие дела и дела классов.
Продолжительность учебного года для 5 – 9 классов – 34 учебные недели.
Промежуточная аттестация в 5 – 9 классах проводится в конце года.
В школе используются следующие формы организации учебного процесса: классно –
урочная система, групповые и индивидуальные занятия. Все учащиеся с умственной
отсталостью включены в воспитательную работу. Они задействованы во многих
общешкольных акциях, участвуют в художественной самодеятельности, в спортивных
соревнованиях. Все дети достаточно успешно адаптируются в социальной среде, соблюдают
нормы культуры поведения.
Обучение и воспитание несут коррекционно-развивающий характер, сопровождаются в
течение учебного года работой психолого-социальной службы (педагог – психолог,
социальный педагог).
Все дети обеспечены бесплатными горячими обедами.
1.2. Планируемые результаты освоения учащимися с умственной отсталостью
адаптированной основной общеобразовательной программы
Освоение АООП основного общего образования обеспечивает достижение учащимися с
умственной отсталостью результатов: личностных, предметных.
Личностные результаты освоения адаптированной основной общеобразовательной
программы основного общего образования включают индивидуально-личностные качества и
социальные (жизненные) компетенции учащегося, социально значимые ценностные установки,
необходимые для достижения основной цели современного образования ― введения учащихся
с УО в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты освоения
адаптированной основной общеобразовательной программы должны отражать:
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину,
российский народ и историю России;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве природной и социальной частей;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях;
- овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной
организации;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли учащегося, формирование и развитие социально
значимых мотивов учебной деятельности;
9
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
- формирование эстетических потребностей, развитие этических чувств, доброжелательности и
эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Предметные результаты освоения АООП основного общего образования с учетом
специфики содержания образовательных областей, включающих в себя конкретные учебные
предметы, должны отражать освоенные учащимися знания и умения, специфичные для каждой
образовательной области, готовность к их применению.
Предметные результаты, достигнутые обучающимися с умственной отсталостью, не
являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий
класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Основные требования к результатам освоения образовательных программ по предметам и
годам обучения (классам) с учетом специфики содержания предметных областей изложены в
таблицах. (Приложение №1)
1.3. Система оценки достижения учащимися с умственной отсталостью планируемых
результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы
Система оценки достижения учащимися с умственной отсталостью планируемых
результатов освоения АООП решает следующие задачи:
- закрепляет основные направления и цели оценочной деятельности, описывает объект и
содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы
представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
- ориентирует образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание
учащихся,
достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов;
- обеспечивает комплексный подход к оценке результатов освоения АООП,
позволяющий вести оценку предметных результатов;
- предусматривает оценку достижений учащихся и оценку эффективности деятельности
ОО;
- позволяет осуществлять оценку динамики учебных достижений учащихся и развития
их жизненной компетенции.
Оценка результатов освоения АООП школы опирается на следующие принципы:
1)
дифференциации
оценки
достижений с
учетом
типологических и
индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей учащихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
2)
объективности оценки, раскрывающей динамику достижений и качественных
изменений в психическом и социальном развитии учащихся;
3)
единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в
освоении содержания АООП, что обеспечивается объективностью оценки.
Выставляемые оценки обучающимся с умственной отсталостью не могут быть
приравнены к оценкам обучающихся общеобразовательных школ в виду значительной
неоднородности состава обучающихся по степени дефекта умственной деятельности даже в
одном классе, а являются лишь показателем успешности продвижения школьников по
отношению к самим себе. Оценка также играет роль стимулирующего фактора, поэтому
допустимо работу некоторых учеников оценивать более высоким баллом.
10
В целях преодоления несоответствия между требованиями к процессу обучения по
образовательным программам определенного уровня и реальными возможностями ребенка,
связанными со структурой дефекта, используется адресная методика оценки знаний и
продвижения учащихся, по категории:
с легкой умственной отсталостью.
При планировании предполагаемых результатов по освоению рабочих программ по
предметам, педагоги определяют уровень возможностей каждого обучающегося, исходя из его
потенциальных возможностей и структуры дефекта, согласно которому используют
определенные критерии оценивания знаний по предметам и успешности его продвижения.
1-й уровень:
Учащиеся, способные в полном объеме освоить программу. Они обучаются достаточно
успешно, понимают фронтальное объяснение учителя, способны самостоятельно применять
полученные знания с опорой на наглядность.
2-й уровень:
Учащиеся, способные освоить программу в меньшем объеме, с дозированной по
интенсивности и по сложности материала индивидуальной образовательной нагрузкой.
Школьники данной категории, в силу структуры дефекта, испытывают трудности при
усвоении программного материала и нуждаются в разнообразных видах помощи (словеснологической, наглядной и предметно-практической). Они способны применить правила только
при выполнении аналогичного задания, однако каждое измененное задание воспринимается
ими как новое.
3-й уровень:
Дети с комплексными нарушениями в развитии и со сложным дефектом, не способные
освоить программу, кроме отдельных разделов, избирательно, в зависимости от степени
выраженности дефекта и потенциальных возможностей, под контролем и с помощью
взрослого в сопряженном режиме на самом низком уровне. Продвижение обучающегося
отслеживается относительно самого ребенка.
На основе сформулированных требований и перечня планируемых результатов по
каждому предмету учебного плана в МБОУ «Сонская сош» разработана и апробируется
система оценки предметных результатов, которые формируются в процессе образовательной
деятельности, предусмотренной учебным планом. Результаты дают возможность получить
объективную информацию о качестве образования каждого ребенка, а так же отследить
динамику изменений.
Содержательный контроль и оценка предметных достижений учащихся
предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком
и не допускает сравнения его с другими детьми.
Виды контрольно-оценочных работ
№
п/п
Вид КОР
Время
проведения
Содержание
11
Формы и виды оценки
1
Самостоятельная,
проверочная
работа.
Не более
одного раза в
месяц.
Направлена, с одной
стороны, на
возможную коррекцию
результатов
предыдущей темы
обучения, с другой
стороны, на
параллельную
отработку и
углубление текущей
изучаемой учебной
темы. Задания
составляются
разноуровневые.
Учитель проверяет и
оценивает выполненные
школьником задания
отдельно по уровням,
определяет процент
выполненных заданий и
качество их выполнения.
2
Проверочная,
контрольная
работа
Проводится
после
изучения
темы.
Проверяется уровень
освоения учащимися
темы.
3
Посещение
Проводится 1
консультаций, раз в неделю
дополнительных
занятий со
слабоуспевающими детьми.
Промежуточная Конец года.
аттестация по
предметам.
Все задания обязательны
для выполнения. Учитель
оценивает все задания,
оценка выставляется в
электронный, классный
журнал.
Фиксируется учителем в
листе достижений.
4
Ставит задачу
ликвидации пробелов.
Включает основные
темы учебного года.
Задания рассчитаны на
проверку не только
знаний, но и
развивающего эффекта
обучения. Задания
разного уровня
по
сложности.
12
Учитель оценивает все
задания, оценка
выставляется в классный
журнал.
5
Экзамены по
трудовому
обучению в 9
классе.
Конец мая
Оцениваются в
соответствии с
инструктивным письмом
Министерства
образования РФ.
Проверка состояния
профессиональной
подготовленности
учащихся включает два
уровня требований к
полноте и сложности
учебного материала: для
отстающих в обучении,
низкая успеваемость
которых обусловлена
глубиной и
распространѐнностью
дефекта развития, и для
более сильных учеников,
способных
овладеть
первыми этапами
начальной
профессиональной
подготовки.
Текущий контроль успеваемости проводится для учащихся с легкой умственной отсталостью.
Формами текущего контроля успеваемости могут быть:
-по математике: устный опрос; контрольная работа; проверочная работа; арифметический
диктант; практическая работа; тесты;
-по письму и развитию речи: словарный диктант; выборочный диктант; комментированный
диктант; зрительный диктант; предупредительный диктант; объяснительный диктант; письмо
по памяти; творческие работы; контрольный диктант;
-по чтению и развитию речи: проверка навыков осознанного чтения (техника чтения);
-по биологии, истории, географии, обществознанию: проверочная работа; тесты; контрольная
работа; диктант;
-по трудовому обучению: проверочная работа; практическая работа; контрольная работа;
участие в выставках, конкурсах и т.д. различного уровня; тесты;
-по физической культуре: сдача контрольных нормативов; участие в спортивных
соревнованиях различного уровня;
-по изобразительному искусству: оценивание индивидуальных творческих работ; участие в
выставках, конкурсах и т.д. различного уровня;
-по музыке и пению: оценивание индивидуальных творческих способностей, динамика их
развития; участие в конкурсах, фестивалях различного уровня.
Оценка обучающихся 5 – 9 классов школы по всем учебным предметам, за
исключением коррекционного блока, осуществляется по пятибалльной системе по каждому
предмету: «5» - отлично,
«4» - хорошо,
«3» - удовлетворительно,
«2» - неудовлетворительно.
В текущей оценочной деятельности соотносятся результаты, продемонстрированные
учеником, с оценками типа: «удовлетворительно», если учащиеся верно выполняют от 35% до
50% заданий; «хорошо» ― от 51% до 65% заданий, «отлично» - свыше 65%. Такой подход не
исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5-балльной шкале.
При оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать
такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность учащегося,
оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
13
II. Cодержательный раздел
2.1. Программы отдельных учебных предметов, курсов
Задача общеобразовательных предметов и трудового обучения заключается в
обеспечении учащимися того уровня знаний, умений и навыков, которые необходимы для
успешной социальной адаптации. Обучение общеобразовательным предметам имеет
практическую направленность, принцип коррекции является ведущим, учитывается
воспитывающая роль обучения, необходимость формирования черт характера и всей
личности в целом, которые должны помочь выпускникам стать полезными членами
общества.
Для реализации АООП образования для детей с нарушениями интеллекта выбраны
примерные программы под редакцией В.В. Воронковой и УМК под редакцией В.В.
Воронковой. Выбор данной программы и УМК обусловлен тем, что она допущена
Министерством образования Российской Федерации.
Программы учебных предметов в Приложении 2.
2.2. Программа коррекционной работы с учащимися
Коррекционная работа представляет собой систему психолого-педагогических и
социальных средств, направленных на преодоление или ослабление недостатков в психическом и
физическом развитии учащихся с умственной отсталостью.
Целью программы коррекционной работы является создание системы комплексного
психолого – педагогического сопровождения процесса освоения АООП учащимися с умственной
отсталостью, позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе
осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе.
Задачи коррекционной работы:
Выявление особых образовательных потребностей учащихся с умственной отсталостью,
обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в
физическом и психическом развитии;
Осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи
детям с умственной отсталостью с учетом особенностей психофизического развития и
индивидуальных возможностей учащихся (в соответствии с рекомендациями психологомедико-педагогической комиссии);
Разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных
и групповых занятий для детей с учетом индивидуальных и типологических особенностей
психофизического развития и индивидуальных возможностей учащихся;
Реализация системы мероприятий по социальной адаптации учащихся с умственной
отсталостью;
Оказание родителям (законным представителям) учащихся с умственной отсталостью
консультативной и методической помощи по социальным, правовым и другим вопросам,
связанным с их воспитанием и обучением.
Специфика организации коррекционной работы с учащимися с умственной отсталостью
Коррекционная работа с учащимися с умственной отсталостью проводится:
- в рамках образовательного процесса через содержание и организацию образовательного
процесса (индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения,
структурная простота содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в
обучении);
-в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и
групповых занятий (коррекционно-развивающие и логопедические занятия);
- в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения учащихся.
14
Характеристика основных направлений коррекционной работы
Основными направлениями коррекционной работы являются:
1.Диагностическая работа, которая обеспечивает выявление особенностей развития и
здоровья учащихся с умственной отсталостью с целью создания благоприятных условий для
овладения ими содержанием основной общеобразовательной программы.
Проведение диагностической работы предполагает осуществление:
1)
психолого-педагогического обследования с целью выявления их особых
образовательных потребностей:
- развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием
образования и потенциальных возможностей;
- развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей учащихся;
- определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ученика;
2)
мониторинга динамики развития учащихся, их успешности в освоении адаптированной
основной общеобразовательной программы общего образования;
3)
анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки
коррекционных мероприятий. В процессе диагностической работы используются следующие формы
и методы работы:
- сбор сведений
интервьюирование),
о
ребенке
у
педагогов,
родителей
(беседы,
анкетирование,
- наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности,
- беседы с учащимися, учителями и родителями,
- изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) и др.;
- оформление документации (психолого-педагогические карты наблюдения за учащимися и
др.).
2.Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий,
способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психическом
развитии и освоению ими содержания образования.
Коррекционно-развивающая работа включает:
- составление индивидуальной программы психологического сопровождения учащегося
(совместно с педагогами);
- формирование в классе психологического климата комфортного для всех учащихся;
- организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов
учащихся, их общее социально-личностное развитие,
- разработку оптимальных для развития учащихся с умственной отсталостью групповых и
индивидуальных коррекционных программ (методик, методов и приемов обучения) в
соответствии с их особыми образовательными потребностями;
- развитие эмоционально-волевой и личностной сферы ученика и коррекцию его поведения;
- социальное сопровождение ученика в случае неблагоприятных условий жизни при
психотравмирующих обстоятельствах.
В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы
работы:
- занятия индивидуальные и групповые;
- игры, упражнения;
- психокоррекционные методики;
- беседы с учащимися;
15
- организация деятельности (игра, труд, изобразительная деятельность, конструирование и
др.).
3.Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения
учащихся с умственной отсталостью и их семей по вопросам реализации
дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции,
развития и социализации учащихся. Консультативная работа включает:
- психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и
обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных учащихся;
- консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и
оказания возможной помощи ребѐнку в освоении общеобразовательной программы.
В процессе консультативной работы используются следующие формы и методы работы:
- беседа, семинар, лекция, консультация, анкетирование педагогов и родителей, разработка
методических материалов и рекомендаций учителям, родителям. Психологическое
консультирование основывается на принципах анонимности, доброжелательного и
безоценочного отношения к консультируемому, ориентации на его нормы и ценности,
включенности консультируемого в процесс консультирования.
1.
2.
3.
1.
2.
3.
4.
Темы информационных родительских собраний:
«Особенности адаптации детей с задержкой психического развития к школе».
«Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребѐнка».
«Познавательная активность или учение с увлечением».
Темы психологических семинаров:
«Современные технологии в работе по социализации детей с умственной отсталостью».
«Неконструктивное поведение детей как психолого-педагогическая проблема».
«Возрастные и индивидуальные особенности мотивации учения школьников».
«Психологический комфорт на уроке».
4.
Информационно-просветительская
работа
предполагает
осуществление
разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с
особенностями осуществления процесса обучения и воспитания учащихся с умственной
отсталостью, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными
представителями), и др. Информационно-просветительская работа включает:
- проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению
индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей;
- оформление информационных стендов, печатных и других материалов;
- психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической
компетентности;
- психологическое просвещение родителей с целью формирования у них
элементарной психологической компетентности.
5. Социально-педагогическое сопровождение представляет собой взаимодействие
социального педагога и воспитанника или его родителей, направленное на создание
условий и обеспечение наиболее целесообразной помощи и поддержки.
Социально-педагогическое сопровождение включает:
- разработку и реализацию программы социально-педагогического сопровождения
учащихся, направленную на их социальную интеграцию в общество;
- взаимодействие с социальными партнерами и общественными организациями в
интересах учащегося и его семьи.
16
В процессе информационно-просветительской и социально-педагогической работы
используются следующие формы и методы работы:
- индивидуальные и групповые беседы, семинары, тренинги;
- лекции для родителей;
- анкетирование педагогов, родителей;
- разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.
Механизмы реализации программы коррекционной работы
Взаимодействие специалистов ОО в процессе реализации адаптированной основной
общеобразовательной программы – один из основных механизмов реализации программы
коррекционной работы.
Взаимодействие специалистов требует:
- создания программы взаимодействия всех специалистов в рамках реализации коррекционной
работы;
- осуществления совместного многоаспектного анализа эмоционально-волевой, личностной,
коммуникативной, двигательной и познавательной сфер учащихся с целью определения
имеющихся проблем;
- разработки и реализации комплексных индивидуальных и групповых программ коррекции
эмоционально-волевой, личностной, коммуникативной, двигательной и познавательной сфер
учащихся.
Взаимодействие специалистов общеобразовательной организации с организациями и
органами государственной власти, связанными с решением вопросов образования, охраны
здоровья социальной защиты и поддержки трудоустройства и др. учащихся с умственной
отсталостью.
Социальное партнерство – современный механизм, который основан на взаимодействии
ОО с организациями культуры, общественными организациями и другими институтами
общества.
Социальное партнерство включает сотрудничество:
- с организациями дополнительного образования культуры, физической культуры и спорта в
решении вопросов развития, социализации, здоровьесбережения, социальной адаптации и
интеграции в общество учащихся с умственной отсталостью;
- с общественными объединениями инвалидов, организациями родителей детей с ограниченными
возможностями здоровья и другими негосударственными организациями в решении вопросов
социальной адаптации и интеграции в общество учащихся с умственной отсталостью;
- с родителями учащихся с умственной отсталостью в решении вопросов их развития,
социализации, здоровьесбережения, социальной адаптации и интеграции в общество; республиканской ПМПК.
2.3.Организация воспитательной работы и дополнительного образования учащихся
с
умственной отсталостью
Воспитательная работа в школе с детьми с умственной отсталостью рассматривается как
наиболее важное взаимодействие и сотрудничество всех субъектов учебно-воспитательного
процесса в культурной среде. Моделируемая нами культурная среда школы ориентируется в
первую очередь на нравственное саморазвитие и самоопределение школьников в ходе
овладения знаниями, на развитие их мышления, чувств и личного опыта.
Воспитательная деятельность строится на основе воспитательной системы. Все
направления реализуются через участие учащихся в общешкольных, классных мероприятиях,
их занятость в объединениях дополнительного образования.
17
Дети активно участвуют в традиционных общешкольных праздниках: «День Знаний»,
«День Учителя», «Осенний листопад», Новогодний праздник, «День защитника Отечества»,
«Международный женский день», «День Победы», «Последний звонок» и др.
Развитию творческих способностей учащихся способствуют конкурсы поделок из
природного материала «Наши руки не для скуки», рисунков и фотографий к праздникам,
выставка прикладного творчества и т.д. Формированию общечеловеческих ценностей, навыков
здорового образа жизни, умения жить в коллективе содействуют классные мероприятия –
классные часы, беседы, трудовые дела, праздники.
Преодолению социальной изоляции детей с умственной отсталостью, способствует их
участие в трудовых и социально значимых акциях: «За чистоту школьного двора», «Помоги
ближнему своему», «День народного единства и примирения» и пр.
Воспитательное пространство школы расширяется за счет кружковой работы.
Оно представлено программами спортивно-оздоровительной направленности (секция
«Волейбол»), востребованными учащимися и их родителями, позволяющими углубить и
расширить работу по развитию навыков интеллектуального труда, формированию устойчивой
мотивации учения, социализации личности учащихся и их адаптации к современным условиям,
профессиональной ориентации.
Выполнение санитарно – гигиенических нормативов в учебном плане
Занятия проводятся по группам, индивидуально, всем составом объединения или
сменным составом объединения. Каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких
кружках, менять их. Расписание занятий составляется администрацией ОО по
представлению педагога, ведущего кружки с учетом пожеланий родителей (законных
представителей), возрастных особенностей детей и установленных санитарногигиенических норм для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей.
Воспитанники занимаются 1-2 раза в неделю по 1-2 часа.
Продолжительность академического часа занятий – 40 минут, перерыв 10 минут.
Режим организации УВП
Кружковые объединения МБОУ «Сонская сош» действуют в режиме 5 дневной учебной
недели, включая каникулы. Начало занятий – с 16.00, окончание в 17.00.
Начало учебного года 1 сентября. Продолжительность учебного года – 34 учебные недели.
Основной задачей кружковой работы является предоставление ребенку
возможностей удовлетворения его интересов, расширения его кругозора, развития
умений и навыков учащегося, его профессиональной ориентации, оздоровления и
социализации личности ребенка с ограниченными возможностями.
Решение поставленной задачи способствует:
•
развитию у детей художественного вкуса, творческих возможностей, а также
коррекции психофизических недостатков и эмоционально-волевой сферы учащихся,
воспитанию положительных качеств личности;
•
максимальному
соответствию
приоритетных
направлений
воспитания
индивидуальным возможностям, перспективам поступательного развития детей;
•
формированию доступных норм и правил поведения обучающегося в социуме,
способам индивидуального взаимодействия с окружающим миром;
•
развитию умений самообслуживания и самостоятельного жизнеобеспечения,
снижающих степень социальной изолированности такого ребенка, зависимости от окружающих
людей;
•
коррекции психофизических отклонений развития;
•
развитию сотрудничества с семьями учащихся, общественными организациями и
другими структурами государства и гражданского общества.
Организация дополнительного образования, связанного с внеурочной работой, повышает
эффективность педагогического процесса, позволяет осуществлять не только подготовку
18
учащихся к школе, но и включать ребят в активную жизнь, дает возможность корректировать
развитие учащихся.
III. Организационный раздел
3.1. Учебный план.
Адаптированная основная общеобразовательная программа включает Программу основного
общего образования для учащихся с умственной отсталостью.
Учебный план основного общего образования:
•
фиксирует максимальный объем учебной нагрузки учащихся;
•
определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и время,
отводимое на их освоение и организацию;
•
распределяет учебные предметы, курсы по классам и учебным годам.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений (Приложение №3).
3.2. Система условий реализации адаптированной основной общеобразовательной про
граммы
3.2.1. Кадровое обеспечение образовательного процесса для учащихся с умственной
отсталостью.
Согласно Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» ч. 11 ст.79
«Образовательная организация должна создать условия для детей с ограниченными
возможностями здоровья, детей – инвалидов в случае их пребывания в учреждении».
В образовательном учреждении созданы необходимые условия для образовательного
процесса. Обучение детей с ОВЗ осуществляют педагоги и специалисты соответствующей
квалификации, имеющие специализированное образование, прошедшие обязательную
курсовую или другие виды профессиональной подготовки. Обеспеченность педагогическими
кадрами – 100 %.
За последние три года более 90 % педагогов прошли курсы повышения квалификации и
профессиональную переподготовку для работы с детьми с ОВЗ и детьми - инвалидами. В 2019
- 2024 годах будет продолжена работа по повышению квалификации учителей через систему
курсов повышения квалификации (как очных, так и дистанционных), профессиональной
переподготовки и других форм повышения квалификации.
Подготовку на базе ХакИРОиПК прошли 5 педагогов, 2 человека прошли
профессиональную переподготовку по программе «Специальное (дефектологическое)
образование».
Сегодня уровень знаний педагогов в области психологических и физиологических
особенностей данной категории детей повышается за счет самообразования, через
организацию, проведение и посещение семинаров, мастер – классов на базе образовательных
учреждений, специализирующихся в данной области.
Из 8 педагогов, работающих с детьми, имеют высшую квалификационную категорию 2
человека, первую квалификационную категорию – 3 человека.
Все педагоги, имеющие высшее образование, составляют. Коррекцию речевых
недостатков, профилактику физических, умственных и психологических перегрузок учащихся
осуществляет педагог-психолог, социальную помощь, связь с родителями, органами
здравоохранения, занятости населения, органами социальной защиты педаго-психолог и
классные руководители. Все специалисты имеют образование по профилю.
3.2.2. Материально-техническое оснащение
Материально-техническое оснащение ОО позволяет обеспечить организацию обучения
детей с умственной отсталостью по АООП. Все предметные кабинеты оснащены ростовой
19
мебелью, имеют освещение и тепловой режим, соответствующие санитарно-гигиеническим
требованиям.
Для проведения трудовой подготовки учащихся требуются специальные условия и
материальные ресурсы, которых в ОО достаточно.
Все кабинеты оснащены ученической мебелью, классными досками, шкафами для хранения
наглядного и дидактического материала, всем необходимым оборудованием для трудового
обучения и СБО.
В ОО имеется компьютерный класс, укомплектованный компьютерами (5 шт).
Для сопровождения педагогического процесса и административно-хозяйственной
деятельности специалисты обеспечены необходимой компьютерной техникой. Кроме того в
ОО имеется цифровой фотоаппарат, телевизоры (2 штуки).
3.2.3.Характеристика учебно-методического обеспечения учебного процесса
Для детей с ОВЗ создаются условия, соответствующие их особым образовательным
потребностям. Эти условия включают, в частности, индивидуальный подход, использование
специальных методов работы, изменение планирования учебного материала, адаптацию
требований к контрольным работам и т.д.
Обучение учащихся с умственной отсталостью проводится по следующим программам:
- Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5 – 9
классы под редакцией В.В. Воронковой. - М., «Просвещение», 2013г. (Авторы М.Н. Перова,
В.В. Эк. и др.).
Из вышеуказанного следует, что научно-методическое, кадровое и материальнотехническое оснащение школы в основном позволяет создать необходимые условия для
реализации АООП. Список учебников для реализации АООП (Приложение № 4).
3.3 .Мониторинг управления реализацией образовательной программы
Контроль реализации образовательной программы основывается на системе управления
Школой, исходит из необходимости постоянно осуществлять научно-педагогический поиск в
выбранном направлении, корректировать программы обучения, воспитания и развития,
осуществлять методическое сопровождение образовательного процесса. В управление Школой на
полноправной основе включается методический совет, являющийся одновременно и экспертным
советом. Методический совет Школы проводит экспертную оценку программ, учебных планов,
внедряемых в образовательный процесс, на основе анализа результатов деятельности коллектива
по всем направлениям. Ответственность за эффективность воспитательной работы несут
непосредственные руководители секций, кружков, члены администрации.
Система внутришкольного мониторинга включает в себя мероприятия, позволяющие
получить реальные данные по состоянию образовательного процесса в школе в целом.
Цель внутришкольного мониторинга: обеспечить уровень преподавания и качества обучения,
воспитания и развития учащихся соответствующие требованиям, предъявляемым к
коррекционному образованию и позволяющие создать гуманную коррекционно-развивающую
образовательную среду.
Задачи внутришкольного мониторинга:
•
осуществлять контроль за достижением учащегося уровня обученности в
соответствии с требованиями образовательных программ;
•
осуществлять контроль за обеспечением содержания образования в
соответствии с требованиями образовательных программ;
•
осуществлять контроль за выполнением программ инвариантной части
учебного плана;
•
осуществлять контроль за выполнением программ вариативной части
учебного плана;
•
осуществлять контроль за качеством преподавания, методическим уровнем
и повышением квалификации педагогов;
20
осуществлять контроль за организацией преемственности в преподавании
и обучении между уровнями обучения;
•
осуществлять контроль за соблюдением санитарно – гигиенических
требований к образовательному процессу;
•
осуществлять контроль за осуществлением взаимосвязи основного
базового и дополнительного образования.
Реализация мероприятий по осуществлению внутришкольного мониторинга
позволяет иметь данные о реальном состоянии образовательного пространства школы.
Проводимый в рамках внутришкольного контроля мониторинг включает в себя проверку,
оценку и сопоставление количественных и качественных результатов обученности,
воспитанности и развития учащихся, эффективности коррекционной работы, роста
профессионального мастерства учителей. Мониторинг проводится как по промежуточным, так
и по конечным результатам. Такой подход позволяет своевременно корректировать темпы
прохождения программ, содержание образования, выбор форм, средств и методов обучения.
Главным
итогом проведенного внутришкольного мониторинга будет достижение всеми
учащимися уровня обученности, соответствующего его
психофизическим
возможностям, готовность учащихся к освоению профессии.
Внутришкольный мониторинг за образовательным процессом осуществляется по
традиционным направлениям:
1.
Контроль за качеством преподавания:
•
выполнение учебных программ;
•
эффективность урока;
•
методический уровень учителя, рост профессионального мастерства;
•
обеспеченность учебным и дидактическим материалом;
•
индивидуальная работа с детьми;
•
выполнение санитарно – гигиенических требований.
•
2. Контроль за качеством обучения:
•
•
уровень знаний, умений и навыков учащихся;
навыки самостоятельного познания учащихся.
3. Контроль за ведением школьной документации:
ведение школьных журналов;
•
ведение ученических дневников;
•
ведение ученических тетрадей;
•
оформление личных дел учащихся.
План работы внутришкольного мониторинга согласуется с приоритетными
направлениями работы Школы. Формирование плана внутришкольного мониторинга
производится на основе анализа данных диагностических срезов знаний, мониторинга
образовательной деятельности школы.
Мониторинг образовательного процесса
•
Критерии и
компоненты
образовательного
мониторинга
Качество
образования
Показатели
критериев
Периодичность
контроля
Объект
изучения
1 раз в
полугодие
ЗУН
Уровень освоения
образовательной
программы
(контрольные
работы, проверка
техники чтения)
21
Ответственный
Учитель,
руководитель
МО, ЗДУВР
Динамика
развития
психических
функций и
эмоциональноволевой сферы
Состояние
здоровья учащихся
Уровень
воспитанности
учащихся
Социальное
положение
учащихся
Степень
социализации и
трудовой
адаптации
Состояние высших
нервных процессов
(листы динамики
развития)
сентябрь
Психические
функции
учащихся
Физическое
развитие учащихся.
Психосоматическое
здоровье учащихся
(медосмотр, листки
здоровья и
физического
развития, данные о
пропусках уроков
по болезни,
комфортность
обучения, уровень
адаптации к
обучению в школе,
уровень школьной
тревожности)
Сформированность
интегративных
качеств личности.
Количество
учащихся
состоящих на учете
в КДН.
Выявление
учащихся группы
риска
Состав учащихся
по уровню
материального и
морального
благополучия
(социальный
паспорт класса)
Данные
социометрии.
Результаты участия
учащихся школы в
различных
предметных
конкурсах
Сентябрь, май
Учащиеся
Учитель
физкультуры,
педагогпсихолог,
ЗДУВР,
классный
руководитель
Сентябрь,
апрель
Учащиеся
Классный
руководитель,
педагогорганизатор,
социальный
педагог
Учащиеся
Классный
руководитель,
социальный
педагог
2 раза в год
Психолог,
учитель
1 раз в
четверть
сентябрь
2 раза в
год
1 раз в год
Учитель
трудового
обучения,
классный
руководитель
3.4. Ожидаемые результаты реализации программы:
- освоение детьми с умственной отсталостью адаптированной основной
общеобразовательной программы основного общего образования и их интеграции в
образовательном учреждении;
- получение документа об окончании основного общего образования;
22
- организация качественного профессионально-трудового обучения для учащихся с
умственной отсталостью;
- увеличение числа педагогических работников, задействованных
инклюзивного образования, освоивших современные образовательные
коррекционные технологии;
в
системе
- обеспечение предметов адаптированной основной общеобразовательной программы
электронными образовательными ресурсами;
- взаимодействие с дошкольным образовательным учреждением по вопросам ранней
диагностики отклонений в развитии.
Модель выпускника
Критерии
Показатели
I.Уровень
1.Положительное отношение к учебному труду, к коллективу
воспитанности
учащихся, к родителям, к самому себе готовность
сотрудничать с другими людьми.
2.Бережное отношение к растительному и животному миру.
3.Овладение навыками культуры поведения и общения.
4.Самостоятельность,
организованность,
соблюдение
общественных норм и правил поведения.
5.Сформированность правильной оценки окружающих и
самих себя.
6.Умение видеть и ценить красоту окружающего мира,
стремление
к
самостоятельному
художественному
творчеству.
II.Уровень обученности ЗУН в соответствии с требованиями программы. Качество на
основе коррекционно-развивающей работы с учетом
индивидуальных
психофизических
возможностей
и
особенностей.
III.Психологическое
Достаточный уровень развития психических познавательных
развитие
процессов, эмоционально-волевой сферы в соответствии с его
индивидуальными возможностями.
IV.Состояние здоровья 1.Охрана и укрепление здоровья учащихся.
2.Формирование положительного отношения к здоровому
образу жизни (забота о своем здоровье, негативное отношение
к вредным привычкам, привитие санитарно-гигиенических
навыков).
V.Уровень адаптации
1.Социально-педагогическая готовность к обучению в школе;
умение подчиняться интересам и обычаям детской группы;
способность справляться с ролью школьника в ситуации
школьного обучения.
2.Адекватная самооценка, достаточный уровень притязаний,
коммуникативные навыки.
23
24