Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сонская средняя общеобразовательная школа»
Принято
решением педагогического совета
От «31»августа 2021г.
Дубини Подписано
цифровой
на Ануш подписью:
Дубинина Ануш
Шамиро Шамировна
Дата: 2021.12.15
01:25:44 +07'00'
вна
Утверждено
директором МБОУ «Сонская сош»
_______________/А.Ш.Дубинина/
ПОЛОЖЕНИЕ
о портфолио обучающихся
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о портфолио обучающихся муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «Сонская средняя общеобразовательная школа»
Боградского района Республики Хакасия (далее - Школа), разработано в соответствии
с Федеральным Законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»,
приказами Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении
и введении в действие федеральных государственных образовательных стандартов
начального общего образования, основного общего, среднего общего образования, Уставом
Школы, Основной образовательной программой Школы.
1.2. Портфолио является способом фиксирования, накопления и оценки работ, результатов
обучающегося, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных
областях за определенный период обучения.
1.3.Портфолио позволяет учитывать результаты обучающегося в разнообразных видах
деятельности: учебной, творческой, спортивной, социальной, коммуникативной.
1.4. Портфолио обучающегося – это комплекс документов, представляющих совокупность
сертифицированных или несертифицированых индивидуальных учебных достижений,
выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая является составляющей
рейтинга обучающихся.
1.5. Портфолио служит для сбора информации о продвижении обучающегося в учебной
деятельности, для оценки достижения планируемых результатов освоения основной
образовательной программы Школы, а также для представления личности обучающегося
при переходе на следующую ступень обучения.
2. Цели и задачи составления портфолио
2.1.Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития
обучающегося, его усилия, прогресс и достижения в различных областях,
продемонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.
2.2. Основные задачи составления портфолио обучающего:
- поддерживать и поощрять высокую учебную мотивацию обучающихся;
- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения
и самообучения;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности
обучающихся;
- формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную
учебную деятельность;
- учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий
обучающегося по ступеням обучения;
- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;
- укреплять взаимодействие с семьей обучающегося, повышать заинтересованность родителей
(законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической
деятельности со Школой;
- активно вовлекать обучающихся и их родителей в оценочную деятельность на основе
проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
2.3. Портфолио реализует следующие функции образовательного процесса:
− Диагностическую: фиксируются изменения и рост показателей за определенный
период времени.
− Целеполагания: поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом.
− Мотивационную: поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию
в достижении положительных результатов.
− Содержательную: максимально раскрывает спектр достижений и выполняемых работ.
− Развивающую: обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания
от класса к классу.
− Рейтинговую: показывает диапазон и уровень навыков и умений.
3. Структура и содержание портфолио обучающегося
С целью сохранения индивидуальности портфолио каждого обучающегося как средства
самовыражения рекомендуется не ставить ребенка в строгие рамки. Портфолио
индивидуальных достижений обучающегося может включать в себя следующие разделы:
- титульный лист, который содержит основную информацию (фамилия, имя, отчество,
учебное заведение, класс, контактную информацию и фото обучающегося (по желанию
родителей и обучающегося);
- «Мой портрет» (личные сведения об обучающемся);
- «Портфолио работ»;
- Раздел «Мои достижения, документы»;
- Раздел «Рефлексия»;
Структура портфолио обучающегося прилагается (Приложение 1).
3.1. Раздел «Мой портрет» может включать в себя: здесь содержатся сведения об учащемся,
который может представить его любым способом. Здесь могут быть личные данные
учащегося, ведущего портфолио, его автобиография, личные фотографии. Учащийся
ежегодно проводит самоанализ собственных планов и итогов года, ставит цели и анализирует
достижения.
3.2. «Портфолио работ» - включает в себя выборку детских работ — формальных
и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым
предметам, а также в ходе посещаемых учащимися факультативных учебных занятий,
реализуемых в рамках образовательной программы образовательного учреждения.
3.2.1. Обязательной составляющей портфеля достижений являются результаты стартовой
диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным
предметам.
3.2.2. Учащийся представляет выборку своих творческих и проектных работ, описание
основных форм и направлений его учебной и творческой активности, участие в школьных
конференциях, табели успеваемости, результаты тестирований. Включает в себя отзывы,
рецензии работ, характеристики классного руководителя, учителей-предметников.
3.3. Раздел «Мои достижения, документы» - входят сертифицированные
(документированные) индивидуальные достижения обучающихся. Этот раздел может
включать в себя отражение результатов участия:
− в предметных олимпиадах, интеллектуальных и творческих конкурсах, проектах
различного уровня - школьные, муниципальные, областные, всероссийские и др.;
− мероприятиях и конкурсах, проводимых учреждениями дополнительного образования,
культурно-образовательными фондами и др;
− конкурсах и мероприятиях, организованными муниципальными и региональными
органами управления;
− спортивных соревнованиях;
− и других.
3.4.
Раздел «Рефлексия». В этом разделе должны быть представлены рефлексивные
материалы и письменные высказывания самого обучающегося.
4. Порядок формирования портфолио
4.1. Портфолио обучающегося является одной из составляющих системы оценки достижения
планируемых результатов освоения основной образовательной программы и играет важную
роль при переходе ребенка на следующую ступень обучения для определения вектора его
дальнейшего развития и обучения.
4.2. В формировании портфолио обучающегося участвуют обучающиеся, родители
обучающихся (законные представители), классный руководитель, педагог-психолог, учителяпредметники, педагоги дополнительного образования, администрация Школы.
4.3. Портфолио хранится у обучающегося, при наличии определенных условий может
храниться в классном помещении Школы в течение всего времени пребывания ребенка в нем.
При переводе ребенка в другое образовательное учреждение портфолио выдается на руки
родителям (законным представителям) вместе с личным делом (медицинской картой) ребенка.
4.4.При оформлении следует соблюдать следующие требования: -систематичность и
регулярность ведения портфолио; -достоверность сведений, представлении в портфолио; аккуратность и эстетичность оформления: -разборчивость при ведении записей; -целостность
и эстетическая завершённость представленных материалов; -наглядность.
4.5. В конце года учащийся самостоятельно проводит анализ личных достижений в различных
видах деятельности и намечает планы действий с учетом имеющихся результатов.
6. Презентация портфолио обучающихся школы
6.1. Обучающийся может представлять содержание своего портфолио на классном собрании,
на родительском собрании, выставке, конкурсах.
6.2. Презентация портфолио обучающихся может проходить в форме выставок портфолио.
6.3. На презентацию обучающийся выходит с кратким устным комментарием по содержанию
портфолио.
7. Подведение итогов работы
7.1. Анализ работы над портфолио проводится классным руководителем. Анализ,
интерпретация и оценка портфеля достижений ведутся с позиции достижения планируемых
результатов с учетом основных результатов начального общего образования, закрепленных в
стандарте.
7.2. Оценка по каждому виду деятельности по пятибалльной шкале суммируется, вносится в
итоговый документ «Сводную итоговую ведомость», утверждается директором и заверяется
печатью школы. Образец «Сводной итоговой ведомости» представлен в Приложении 1.
7.3. Планируемые результаты: формирование умений к самоопределению, самопознанию,
самореализации
способности
обучающегося
к
непрерывному
образованию
и
самообразованию; планирование (действий, объема работы, темпа ее выполнения),
осуществление задуманного плана, самоконтроль (коррекцию), самооценку; умение
осуществлять поиск необходимой информации для выполнений учебных заданий с
использованием учебной литературы; формирование умения учитывать позицию собеседника,
организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.
7.3.1. Личностные результаты формирование у учащихся культуры мышления, логики,
умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать; формирование
самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить
о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки,
уважать себя и верить в успех.
7.4. По результатам оценки портфолио обучающихся
может проводиться годовой
образовательный рейтинг, выявляться обучающиеся, набравшие наибольшее количество
баллов в классе и в Школе. Победители поощряются.
7.5. Система оценивания достижений обучающихся по материалам портфолио прилагается.
(Приложение 2). Оценка проводится классным руководителем 1 раз в полугодие,
суммируется по каждому виду деятельности и вносится в итоговый документ «Сводную
ведомость» на каждого обучающегося (Приложение 3). В конце учебного года классный
руководитель вносит результаты оценки портфолио обучающихся в «Сводную итоговую
ведомость класса» (Приложение 4).
Сводные ведомости утверждаются директором,
заверяется печатью Школы и сдаются заместителям директора с целью осуществления
внутреннего мониторинга качества образования.
Приложение 1
Разделы портфолио обучающегося
1. Страницы раздела «Мой портрет»
1.1.Мой портрет (знакомьтесь: это - я)
Напиши о себе (как умеешь):
Меня зовут___________________
Я родился ____________________ (число/месяц/год)
Я живу в ______________________
Мой адрес________________________
1.2.Моя семья
Нарисуй портрет своей семьи
1.3. Чем я люблю заниматься
2. Раздел «Портфолио работ»
Материалы (результаты) стартовой диагностики,
стандартизированных работ по отдельным предметам.
3. Раздел « Портфолио достижений, документов»
промежуточных
и
итоговых
В «Портфолио достижений, документов» входят сертифицированные (документированные)
индивидуальные достижения школьника: копии документов об участии в олимпиадах,
конкурсах, спортивных соревнованиях и других мероприятиях (копии грамот, свидетельств,
сертификатов и т.п.).
Приложение 2
Критерии оценки портфолио обучающихся
1. Достижения в учебной, интеллектуально-познавательной
и научно-исследовательской деятельности
Показатель
Балл
1.Итоговые отметки по предметам
учебного плана
2.Контрольные,
диагностические,
мониторинговые
работы
3.Участие
в
интеллектуально-познавательных
конкурсах, проектной деятельности.
Победитель
призер
участник
4.Сертификаты участника «Русский медвежонок»,
«Кенгуру», «КИТ», «ЧИП», «СНЕЙЛ» и другие
дистанционные конкурсы
2. Достижения в общественной, творческой и спортивной деятельности
Показатель
Индикатор
Балл
1.Общественная деятельность
1.1.Сведения об
участии в
самоуправлении
класса
Уровень активности и качество выполнения поручений
Высокая активность Средняя активность с Низкая активность
учащегося с учетом учетом
качества с учетом качества
качества
выполнения поручений выполнения
выполнения
(согласно
отзыву поручений
поручений (согласно педагога)
(согласно отзыву
отзыву педагога)
педагога)
1.2.Сведения об
участии в делах класса
и школы (конкурсы,
КТД, акции, праздники,
социальные акции и
т.д.)
2.1.Участие в
спортивных
соревнованиях
победитель
призер
участник
5 баллов
3 балла
1 балл
2. Спортивные достижения
Уровень школы
Уровень района
Уровень республики
15
10
5
20
15
10
25
20
10
2.2. Занятия в
спортивных секциях,
клубах
По 5 баллов
3. Творческие достижения
2.1. Сведения об
участии в творческих
конкурсах
победитель
призер
участник
2.2. Занятия в студиях,
кружках и пр.
Уровень школы
Уровень района
15
10
5
20
15
10
Уровень
республики
25
20
10
По 5 баллов
3. Отзывы об учебной и внеурочной деятельности.
Показатели
Индикаторы
Высокий уровень Хороший
оценки
уровень оценки
Отзывы о деятельности
ребенка по разным
направлениям
Рецензии на работы
учащихся
5
4
Средний уровень Низкий
оценки
уровень
оценки
3
2
5
4
3
Похвальный лист по
окончании года
5 баллов
Грамота или
благодарственное письмо
по окончании года (за
активное участие в жизни
класса )
Благодарственное письмо
администрации Школы
за особые успехи
в какой-либо
деятельности
Благодарственное письмо
социальных партнеров за
особые успехи в какойлибо деятельности
5 баллов
5 баллов
5 баллов
2
Приложение 3
Сводная
итоговая ведомость
по результатам оценки портфолио обучающегося
___________________________________________________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество)
____________________________________________________________________________________________
(полное название образовательного учреждения)
Класс_______________________________________________________________________________________
Кол-во баллов по
полугодиям
№
Показатели
1
полугодие
1
Учебная деятельность
2
Достижения в олимпиадах, конкурсах
3
Спортивные достижения
4
Творческие достижения
5
Дополнительное образование
6.
Участие в мероприятиях и практиках
7
Участие в общественной жизни
2
полугодие
Итоговый
балл
ИТОГО:
Настоящий итоговый документ составлен на основании оригиналов и копий официальных документов,
представленных в портфолио.
Дата ____________
М.п.
Классный руководитель __________________
Директор школы
__________________
Приложение 4
Сводная итоговая ведомость
по результатам оценки портфолио обучающихся _______класса
МБОУ «Сонская сош» за ______________ учебный год
Участие в
общественной
жизни
Участие в
мероприятиях
и практиках
Дополнительно
е образование
Творческие
достижения
Спортивные
достижения
Достижения в
олимпиадах,
конкурсах
Количество баллов по критериям
Учебная
деятельность
№ Фамилия и имя
п/п обучающихся
ИТОГО
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Настоящий итоговый документ составлен на основании оригиналов и копий официальных
документов, представленных в портфолио.
Дата ____________
М.п.
Классный руководитель __________________
Директор школы
__________________